Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 г. Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Б-Хмельницкого, д. 10,

Телефон

8(47248)4-59-88

Эл. почта dou10.gshebekino@yandex.ru

Независимая оценка

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

https://bus.gov.ru/pub/home 

Лаборатория детской игры

Другое дело

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, г.Шебекино, ул. Б-Хмельницкого, д. 10,
Телефон: 8(47248)4-59-88
Эл. почта: dou10.gshebekino@yandex.ru

Доклад из опыта работы «Эйдетика для дошкольников как путь развития интеллекта», Матушкина И.В., Медведева О.Н.

1 декабря 2022 г.

Доклад из опыта работы

«Эйдетика для дошкольников как путь развития интеллекта»

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на развитие личности ребенка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, обеспечивающее целостность восприятия объектов   познания, способствующее формированию его интеллектуальных и творческих качеств. Возраст 2-6 лет является сензитивным периодом, в перод которого интенсивно развивается способность к запоминанию и воспроизведению, а также развитию творческого мышления. Сегодня много говорят о развитии памяти, о том, что заниматься с ребенком нужно с раннего детства. От того, насколько малыш будет хорошо и быстро запоминать, напрямую зависят его успехи в обучении. Чем лучше работает память, тем проще ребенку усваивать новые знания, а, значит, у него будет больше шансов добиться успехов сначала в учебе, а затем в карьере и бизнесе.

Одним из средств развития образно-ассоциативного мышления детей является метод эйдетики, который направлен на развитие всех видов памяти, в единстве с творческим мышлением, воображением.

Эйдетика — специальная методика, направленная на развитие образного мышления дошкольников.

Понятие «эйдос» в древнегреческой философии применялось только для описания внешней структуры образа. Сербский ученый В. Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Более глубокие исследования в данном направлении провела группа ученных марбургской психологической школы под руководством Э. Йеншема в течение 20–40-х годов XX века. Объектом их экспериментов выступала эйдетика, как особый вид памяти.

В настоящее время эйдетика снова стала объектом для глубокого исследования и приобрела практическую значимость. Применение эйдетики на практике позволяет дошкольникам не только активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, но и является одним из ведущих условий для развития неординарного мышления и познавательной активности человека.

Преимущество использования метода эйдетики в образовательном процессе с детьми в том, что ребенок развивается радостно, восприятие мира становится более позитивным. Новизна использования заключается в том, что, данная методика обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, у детей развиваются каналы восприятия информации, приобщают его к деятельности.

Эйдетика — это характер памяти, основанный преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ, воспринятого раннего явления или предмета.

Метод эйдетики построен на простом принципе: воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.

Наша отличительная особенность работы с применением метода эйдетики заключается в обучении ребенка радостно, именно это является преимуществом эйдетического обучения. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Этот метод строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.

Система эйдетики задействует все анализаторы дошкольника: позволяет трогать, слышать, пробовать, нюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.

Работая в данном направлении, мы строим работу с детьми до 3 лет на основе ассоциаций, таких как:

тактильные – на основе тактильных картинок. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др. Так же к коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием. Принцип работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый);

предметные – на основе установления связей предметами или между собой, или с их признаками.;

звуковые – с применением аудиозаписей звуков и шумов. Нами созданацелую коллекция звуков, распределенная по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.;

свободные ассоциации, связанные с предметными образами;

Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти у дошкольников.

Принципы работы по системе эйдетики:

радостная, весёлая атмосфера;

мобильность и доступность игрового материала;

разделение информации в соответствии с особенностями каждого ребёнка.

Мы придерживаемся следующих правил эйдетики:

1. Каждая наша игра – это множество задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и прочих материалов.

2. Задачи мы даем детям в различных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.

3. Задачи размещаем в порядке нарастания сложности.

4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.

5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игры следует повторять, ведь это – необходимое условие развивающего эффекта.

Развиваем эйдетическую память уже с раннего возраста.

Ищем, что пропало

Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться: убираем одну на начальном этапе, потом можно две карточки. Их-то и нужно вспомнить.

Исследуем

Для этого берём интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, декора, повреждений, недостатков и прочих.

Слушаем

Используем разные музыкальные инструменты, либо пищалки, издающие звуки, знакомим ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что как «говорит», и начинаем отгадывать.

Нюхаем

По коробочкам раскладываем ароматные предметы – кофе, чеснок, лук. Знакомим с источниками запахов поближе. А потом прячем всё и завязываем ребёнку глаза. Предлагаем по запаху определить, что в коробочке.

Наша задача – привить детям этот способ запоминания информации так, чтоб они пользовались им постоянно. Для этого мы проводим образовательную деятельность в позитивной атмосфере, весело, эмоционально и смешно.

Вот так в несложных играх  мы тренируем эйдетические способности.

Таким образом, для эффективного обучения воспитанников группы, мы внедряем комплекс мероприятий с применением метода эйдетики в образовательной деятельности с детьми. Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников, начиная с раннего возраста.

 

 

Наверх