Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 г. Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Б-Хмельницкого, д. 10,

Телефон

8(47248)4-59-88

Эл. почта dou10.gshebekino@yandex.ru

Независимая оценка

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

https://bus.gov.ru/pub/home 

Лаборатория детской игры

Другое дело

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, г.Шебекино, ул. Б-Хмельницкого, д. 10,
Телефон: 8(47248)4-59-88
Эл. почта: dou10.gshebekino@yandex.ru

Семинар-практикум «Эйдетика для самых маленьких», Кулагина Э.Г., Медведева О.Н.

30 ноября 2022 г.

Семинар-практикум  «Эйдетика для самых маленьких»

Цель: расширить и обогатить знания о развитии ассоциативно-образного мышления.

Задачи:

  • Дать педагогам понятие о том, что такое «эйдетика».
  • Познакомить с методами и приемами эйдетики на основе игр и их использование в работе с детьми до трех лет.
  • Закреплять положительные, доверительные отношения между педагогами.

Ход семинара-практикума.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться с вами своими знаниями в области эйдетики. Несмотря на то, что за последнее десятилетие это слово уже многим стало знакомо, мы по-прежнему очень часто сталкиваемся с удивленными глазами в ответ на наше сообщение о том, что мы преподаём эйдетику. Особенно в Америке. В англоязычных источниках мы вообще не смогли найти аналог этому, но и русскоязычное население крайне редко оказывается в курсе того, что это слово означает. Итак, что такое эйдетика?

Если вы поищите в интернете, то одна из первых ссылок скажет вам, что «Эйдетика – это комплекс упражнений, направленный на тренировку памяти: запоминание информации с максимальной точностью используя образ, звук, запах, вкус, тактильное ощущение. Методика по очередности развивает полушария мозга, а именно центры, отвечающие за мышление, речь, память, внимание, воображение, творчество. Это стимулирует мозг к созданию свободных ассоциаций, образов и запоминанию их. Комплекс упражнений способствует эффективной и успешной тренировке памяти». Нам кажется, что это вполне емкое определение. Добавлю, что влияние этой методики на мышление, память и абстрактное мышление сложно переоценить.

Самое главное даже не то, что благодаря эйдетике дети и взрослые учатся легко запоминать самую разную информацию в любом виде (стихотворения, тексты, образы, числа, звуки, картинки), а то, что занятия эйдетикой формируют позитивное отношение к учебе и запоминанию, повышают самооценку и веру в себя, учат получать радость и удовольствие от процесса обучения.

Перед началом нашего семинара-практикума, я предлагаю поиграть в игру «Приветствие». На экране вы видите круг от солнца, на котором не хватает лучиков. Предлагаю вам называть свои положительные качества, то, что вы любите, цените, принимаете в себе, а они будут появляться в виде лучиков солнца.

 

работоспособная

трудолюбивая

дисциплинированная

умению ставить цели и их достигать

ответственная

организованная

требовательная

вежливая

справедливая

 

Солнце получилось замечательное! У всех настроение поднялось, и мы готовы приступить к нашему семинару-практикуму.

 

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с вариантами игровых упражнений с использованием приемов эйдетики, которые можно применять в работе с детьми до 3х лет.

Итак, упражнение 1 «Что изображено на картинке?»

         Для этого упражнения нам понадобится картинка с изображением хорошо знакомого детям предметом или сам предмет. Это могут быть игрушки, одежда, животные. Знакомство с упражнением начинаем с простых картинок. Итак, уважаемые коллеги, перед вами изображение.

Что вы видите? (это машина).

Правильно, а какого она цвета?

(Машина красная).

А сейчас я спрячу картинку, а вы должны сказать, что на ней изображено.

Скажите мне, что было нарисовано на картинке? (Машина).

         После того, как дети поймут принцип игры, мы начинаем усложнять задания.

Посмотрите, перед вами три картинки.

Что на них изображено? (кукла, мяч, пирамидка).

А сейчас я спрячу их от вас, а вы мне скажет, какого цвета платье на кукле?

(Зеленое)

Проверяем. А какого цвета мяч?

(красный)

Правильно! А сколько колечек у пирамидки?

(Три)

Давайте проверим. Все верно.

         Усложнить упражнение можно вопросами о деталях на каждой картинке, например, какой рисунок на мяче, был ли у куклы бант и т.д. Чем больше подробностей дети смогут воспроизвести в памяти – тем лучше. Со временем можно пробовать добыть от детей как можно больше подробностей за один раз (не смотря на картинку после каждого ответа).

Еще одно упражнение, которое мы используем своей работе, называется «Угадываем звуки».

Сначала мы знакомим детей со звуками, которые издают животные (кот, собака, корова, петух, курица, лошадь). А затем предлагаем детям игровую ситуацию «Кто в домике живет?». Послушайте звук и скажите, кто живет в домике?

(на экране изображение домика, звучит «голоса» зверей, и по мере отгадывания они появляются из домика).

Упражнение «Узнай, что звучит» помогает дошкольникам запомнить звучание музыкальных инструментов. Мы используем разные музыкальные инструменты, знакомим ребенка с их звучанием, чтобы он запомнил, как выглядит инструмент и как «говорит», а потом начинаем усложнять и отгадывать. Предлагаю попробовать и вам.

Посмотрите, какой у меня музыкальный инструмент? (колокольчик)

Послушайте, как он звучит.

А как называется этот инструмент? (барабан)

Послушаем, как он «говорит».

Какой это инструмент? (бубен)

Послушайте, какой у него звук.

         А теперь вспомним, как звучат данные инструменты.

Хотим рассказать о еще одном упражнении. Называется оно «Будь внимателен», цель его – стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на сигнал. Дети шагают друг за другом. Затем на слова «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, «Птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «Медведь» - показывать движения косолапого медведя. Как вариант этой игры можно не называть, а показывать. Как картинки, так и игрушки соответствующих зверей. Дети должны очень быстро показать жест и сказать нужное слово.

Предлагаем вам несколько интересных вопросов, на которые вам нужно ответить:

1. В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)

2. В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)

3. Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушат)

4. У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)

Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы?

(сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).

При использовании приемов эйдетики, необходимо соблюдать некоторые важнейшие условия, которые делают эйдетику эффективной:

  • в этих играх нет проигравших и выигравших, мы играем в них исключительно для удовольствия. Дети не должны чувствовать напряжение, что сделают что-то не так;
  • наша задача – привить детям этот способ запоминания информации так, чтоб они пользовались им постоянно. Для этого мы проводим упражнения в позитивной атмосфере, весело, эмоционально и смешно;
  • игры должны сменяться довольно динамично, чтобы они не успевали надоесть детям;
  • не нужно хвалить детей, когда они правильно отвечают на вопросы. Никаких «молодец» и тому подобного. Мы не оцениваем их ответы, т.к. любая внешняя оценка подрывает внутреннюю мотивацию ребенка. Ориентируясь на похвалу, дети очень быстро теряют интерес к занятиям, начинают бояться совершить ошибку, перестают получать удовольствие от процесса и от того, что у них все получается.

Мы будем очень рады, если эйдетика приживется в ваших детских садах, в ваших группах и на ваших занятиях. Чем старше становятся дети, тем больше вариантов для работы с памятью. На этом семинаре вы увидели, как можно заниматься эйдетикой с самыми маленькими, с детьми до 3 лет.

 

Спасибо за внимание!

 

 

Наверх