Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе.
Автор разработки: Скулганова Е.Н.
Тема: «Чудесная вода».
Форма работы с детьми: групповая.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально –коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Программное содержание: создать условия для развития познавательной активности средствами экспериментирования с водой; создание условий для целостного представления детей о воде, как о природном явлении, для ознакомления детей со свойствами воды;
создание условий для развития мыслительной активности и самостоятельности делать вывод;
создание условий для воспитания бережного отношения к воде, умения работать сообща.
Предварительная работа:
Методическое обеспечение: Картинки (дерево, растения, птицы..)
обруч, фартуки, 2 прозрачных стаканчика с водой и молоком
2 ложки; по 3 стаканчика на каждого ребенка и 2 тарелочки с солью и сахаром;
емкости для воды; лимон.
Методические приемы: Сюрпризный момент, беседа, рассказ, показ, экспериментирование.
Ход образовательной деятельности:
Оргмомент.
- Ребята, давайте встанем в кружок и поиграем в игру.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Мотивационно – ориентировочный этап.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Поисковый этап.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? ( Мы расскажем , где живет капелька, кому она нужна, какая она бывает).
Практический этап.
Воспитатель: Итак, начнем прямо сейчас.
Воспитатель: - Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где?
Воспитатель: Молодцы. А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)
Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? (Показ и рассматривание картинок).
Воспитатель: А нам, в детском саду, нужна вода? А где она живёт у нас? (В кране) .А для чего? (Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы).
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь! Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
Воспитатель: Тогда мы отправимся с вами в лабораторию, и будем настоящими учеными(через волшебный портал дети отправляются в лабораторию, надевают фартуки).
Ответы детей.
Дети проходят через обруч, надевают фартуки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе у вас два стакана. Определите, в каком стакане вода? (дети показывают) .
Воспитатель: Как вы догадались? Как мы это определили, что нам помогло?
Воспитатель: А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет?
Опыт № 1: «На определение прозрачности воды»
Воспитатель: Давайте положим в стаканчик с водой ложку. Видно ее?
Воспитатель: А теперь мы положим в стаканчик с молоком. Видно?
Воспитатель: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.
Опыт № 2 «У воды нет вкуса». У каждого ребенка на столе 3 стаканчика с чистой водой, и 2 тарелочки с солью и сахаром.
Воспитатель: А сейчас мы с вами определим вкус воды.
Воспитатель: Какая вода на вкус?
Дети: Без вкуса.
Воспитатель: Правильно. Ребята, когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает.
Воспитатель: А теперь давайте положим в воду соль и попробуем её на вкус.
Воспитатель: Какая стала вода на вкус?
Дети: Солёная.
Воспитатель: А в какие блюда добавляют соль?
Дети: В суп, кашу.
Воспитатель: А вот морская вода на вкус солёная, потому что в ней растворено много разных солей. Её человек пить не может.
Воспитатель: Давайте положим в воду сахар и попробуем её на вкус.
Воспитатель: Какая стала вода на вкус?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: В какие блюда мы добавляем сахар?
Дети: Чай, компот, кофе.
Вывод: Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили.
Физкультминутка «Маленькие капельки»
Воспитатель: Давайте все вместе превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твёрдом состоянии, то её маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замёрзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то её капельки берутся «за ручки» и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмёмся за руки и попробуем походить по группе по кругу и змейкой, как будто ручеёк бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то её капельки отпускают «ручки» друг друга и разлетаются. И мы разомкнём наши ручки и свободно побегаем, как лёгкие капельки пара.
Воспитатель: Хорошо отдохнули. Теперь вернёмся в нашу лабораторию и продолжим наши опыты.
Опыт №3: «На определение запаха воды»
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.
Воспитатель: Правильно вода ничем не пахнет. А теперь добавьте в воду лимон, понюхайте воду с лимоном. Есть запах?
Воспитатель: А почему вода с лимоном пахнет?
Воспитатель: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавил
Дети высказывают свое мнение.
Рефлексивно – оценочный этап.
Воспитатель: Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Ну что ребята нам пора возвращаться в группу. Кто к на сегодня обратился за помощью Мы ей помогли? Как? Что было для вас интересным? Что показалось самым сложным? Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. Давайте не будем забывать про капельку и помогать ей если она к нам обратиться.
Самоанализ. А наше занятие подошло к концу , если вам, было интересно возьмите веселую капельку, а если вы в чес – то затруднялись – грустную.