Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 г. Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Б-Хмельницкого, д. 10,

Телефон

8(47248)4-59-88

Эл. почта dou10.gshebekino@yandex.ru

Независимая оценка

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

https://bus.gov.ru/pub/home 

Лаборатория детской игры

Другое дело

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, г.Шебекино, ул. Б-Хмельницкого, д. 10,
Телефон: 8(47248)4-59-88
Эл. почта: dou10.gshebekino@yandex.ru

Семинар-практикум для родителей «Детское экспериментирование зимой», воспитатель Старостенко Н.Н.

19 декабря 2017 г.

Семинар-практикум для родителей

«Детское экспериментирование зимой»

Воспитатель Старостенко Н.Н.

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях зимой.

Задачи:

  • Вовлечь родителей в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами снега, воды, льда.
  • Развивать умение родителей видеть проблему, решать её и делать выводы.
  • Побудить родителей к применению полученных знаний и практических навыков к совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

Оборудование: баночки, снег, лёд, тарелочки.

Подготовительный этап:

Оформить картотеку опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста, научно-познавательной и методической литературы.

 

Ход семинара-практикума

Ребенок – прирожденный исследователь. Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами. Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент. Исследовательская работа помогает ребенку логически мыслить, обобщать, делать выводы. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с окружающей средой и другими объектами. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на: 

• эмоциональную сферу ребенка,

• на развитие творческих способностей,

• на формирование трудовых навыков.

Дети очень любят экспериментировать - это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.
Жизнь ребенка в детском саду организована таким образом, что один вид деятельности сменяет другой:

• зарядка,
• завтрак,
• занятия,
• прогулка,
• игры и т.д.

 

Экспериментирование же проходит практически через все видыдеятельности. На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.). На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд. Кроме этого существует еще и такой вид деятельности в детском саду, как работа в экспериментальном уголке. В своем развитии на протяжении дошкольного детства, ребенок проходит целый этап эволюционного развития человеческого общества, накапливает огромный багаж практических знаний.
В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру. Существует целый перечень домашних игр – экспериментов:
Игры-эксперименты в ванной – это игры с водой и мыльными пузырями, «Тонет – не тонет» и т.п. Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д. Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:


• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.

Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
 

Важно при проведении опытов и экспериментов с детьми, соблюдать следующий алгоритм:

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.Выдвижение гипотез.

3.Обсуждение процесса.

4.Проверка предположения.

5.Анализ и обобщение полученных ребенком результатов экспериментирования.

6.Формулирование выводов (как получилось).


Практическая часть «Показ опытов»

ОПЫТ 1.

 «Снег и лед- вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта: Внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они будут таять. Сделать вывод: лед- это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении температуры снова превращается в жидкость.

 

ОПЫТ 2.

 «Установление зависимости свойства снега от температуры»

Ход опыта: Принести снег в помещение и попробуйте вылепить снежки. Почему снег стал липким?

На  прогулке продолжить наблюдение за падающим снегом. Потрогайте снег. Какой он? (Рассыпчатый, белый, искристый, холодный, пушистый).

 

ОПЫТ 3.

 «Первые заморозки»

Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выноситься на улицу, другая остается в комнате. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в комнате. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в комнате, вода осталась прежней.

Вывод: на холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество.

 

ОПЫТ 4.

 «Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега.

Поместить баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко в снег.

Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.

Выводы: чем глубже находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растениям.

 

ОПЫТ 5.

 «Узоры на стекле»

Приложите пальчик к стеклу и подержите несколько секунд. Что произойдет? (Узор растает) Почему?

Вывод: Если солнца не было, то морозные узоры хорошо видны весь день. На улице, если потрогать стекло, оно будет гладким. Узоры расположены внутри помещения.

 

ОПЫТ 6.

 «Таяние снега»

Цель: знакомство со свойствами снега.

Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в комнату и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

 

ОПЫТ 7.

 «Лед - твердая вода».

Цель: познакомить детей со свойствами воды.

Взять сосульки в комнату. Дети должны следить за состоянием сосулек в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растет быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег- это тоже вода.

 

Рефлексия.

Родители делятся своими впечатлениями от проведенного семинара-практикума.

1. Что я сегодня узнала?

2.Что для меня было интересно?

3.Что для меня было трудно?

4. Я  поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Я  приобрела…

7. У  меня получилось …

8. Я попробую...

9. Что меня удивило?

10. Что я возьму для себя?


 

Наверх