Семинар-практикум для родителей
«Детское экспериментирование зимой»
Воспитатель Старостенко Н.Н.
Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях зимой.
Задачи:
- Вовлечь родителей в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами снега, воды, льда.
- Развивать умение родителей видеть проблему, решать её и делать выводы.
- Побудить родителей к применению полученных знаний и практических навыков к совместной деятельности с детьми в домашних условиях.
Оборудование: баночки, снег, лёд, тарелочки.
Подготовительный этап:
Оформить картотеку опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста, научно-познавательной и методической литературы.
Ход семинара-практикума
Ребенок – прирожденный исследователь. Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами. Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент. Исследовательская работа помогает ребенку логически мыслить, обобщать, делать выводы. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с окружающей средой и другими объектами. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на:
• эмоциональную сферу ребенка,
• на развитие творческих способностей,
• на формирование трудовых навыков.
Дети очень любят экспериментировать - это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.
Жизнь ребенка в детском саду организована таким образом, что один вид деятельности сменяет другой:
• зарядка,
• завтрак,
• занятия,
• прогулка,
• игры и т.д.
Экспериментирование же проходит практически через все видыдеятельности. На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.). На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд. Кроме этого существует еще и такой вид деятельности в детском саду, как работа в экспериментальном уголке. В своем развитии на протяжении дошкольного детства, ребенок проходит целый этап эволюционного развития человеческого общества, накапливает огромный багаж практических знаний.
В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру. Существует целый перечень домашних игр – экспериментов:
Игры-эксперименты в ванной – это игры с водой и мыльными пузырями, «Тонет – не тонет» и т.п. Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д. Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Важно при проведении опытов и экспериментов с детьми, соблюдать следующий алгоритм:
1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2.Выдвижение гипотез.
3.Обсуждение процесса.
4.Проверка предположения.
5.Анализ и обобщение полученных ребенком результатов экспериментирования.
6.Формулирование выводов (как получилось).
Практическая часть «Показ опытов»
ОПЫТ 1.
«Снег и лед- вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.
Ход опыта: Внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они будут таять. Сделать вывод: лед- это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении температуры снова превращается в жидкость.
ОПЫТ 2.
«Установление зависимости свойства снега от температуры»
Ход опыта: Принести снег в помещение и попробуйте вылепить снежки. Почему снег стал липким?
На прогулке продолжить наблюдение за падающим снегом. Потрогайте снег. Какой он? (Рассыпчатый, белый, искристый, холодный, пушистый).
ОПЫТ 3.
«Первые заморозки»
Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выноситься на улицу, другая остается в комнате. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в комнате. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в комнате, вода осталась прежней.
Вывод: на холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество.
ОПЫТ 4.
«Защитные свойства снега»
Цель: познакомить со свойствами снега.
Поместить баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко в снег.
Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Выводы: чем глубже находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растениям.
ОПЫТ 5.
«Узоры на стекле»
Приложите пальчик к стеклу и подержите несколько секунд. Что произойдет? (Узор растает) Почему?
Вывод: Если солнца не было, то морозные узоры хорошо видны весь день. На улице, если потрогать стекло, оно будет гладким. Узоры расположены внутри помещения.
ОПЫТ 6.
«Таяние снега»
Цель: знакомство со свойствами снега.
Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в комнату и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
ОПЫТ 7.
«Лед - твердая вода».
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Взять сосульки в комнату. Дети должны следить за состоянием сосулек в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растет быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег- это тоже вода.
Рефлексия.
Родители делятся своими впечатлениями от проведенного семинара-практикума.
1. Что я сегодня узнала?
2.Что для меня было интересно?
3.Что для меня было трудно?
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрела…
7. У меня получилось …
8. Я попробую...
9. Что меня удивило?
10. Что я возьму для себя?