Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 г. Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Б-Хмельницкого, д. 10,

Телефон

8(47248)4-59-88

Эл. почта dou10.gshebekino@yandex.ru

Независимая оценка

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

https://bus.gov.ru/pub/home 

Лаборатория детской игры

Другое дело

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, г.Шебекино, ул. Б-Хмельницкого, д. 10,
Телефон: 8(47248)4-59-88
Эл. почта: dou10.gshebekino@yandex.ru

Консультация для родителей «Зачем нужна пальчиковая гимнастика?», воспитатель Матушкина И.В.

22 ноября 2019 г.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.  

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

 Дети в возрасте до 2-х лет:

-Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

«Погладим кошку»

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

 (Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)

-С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики,  коготки, колечко, клювик)

«Кошка показывает коготки»

 Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком.

 (Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы развести в стороны, согнув кончики пальцев.)

Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

                                      Дети  в возрасте 2 - 3 лет:

-Выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

"Капустка"

 Мы капусту рубим-рубим,

 Мы морковку трем-трем,

 Мы капусту солим-солим,

 Мы капусту жмем-жмем.

 (Имитируют движения в соответствии с текстом.)

-Делают простые фигуры из пальчиков одной руки.

"Зайка"

 Зайка серенький сидит,      

 Он ушами шевелит.                          

 Вот так, вот так.                                

 Он ушами шевелит.                          

 (Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками»)

Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

-Показывают фигурку при помощи двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

«Зайка книгу нашёл»

 Зайка книгу нашел,

 И открыл, и прочел,

 А закрыл, все забыл.

 И снова открыл,

 И все повторил,

 А закрыл, опять забыл.

 (Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.)

Дети 3 – 4 лет:

-Играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение.

«Козочка»

 Вижу у козочки острые рожки.

 (Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.)

 Я убегу от неё по дорожке.   

 (Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу.)

Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

-Используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук.

«Семья»

 Этот пальчик - дедушка,

 Этот пальчик - бабушка,

 Этот пальчик - папочка,

 Этот пальчик - мамочка.

 Этот пальчик - это Я.

 Вот и вся моя семья.

 (На слова последней строчки выпрямить все пальцы.)

Дети  с 4 до 5 лет:

-Показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук.

Рассказ.

 Кот Васька увидел на дереве гнездо (изобразить кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).

 В гнезде жили птенчики (изобразить гнездо с птенчиками: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью; шевелить пальцами правой руки – это «птенцы»).

 Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево (изобразить дерево: пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки.)

 Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку: большой и указательный пальцы соединить в «клюв», другие пальцы прижаты к ладони; открывать и закрывать «клюв»). 

 Кот испугался и убежал (изобразить кота).

-Играют в игры с совмещением пальцев обеих рук

«Дружные ребята»

 Дружат в нашей группе девочки и мальчики

 (пальцы рук соединяются в "замок")

 Мы с тобой подружим маленькие пальчики

 (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

 Раз, два, три, четыре, пять

 (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)

 Начинай считать опять.

 Раз, два, три, четыре, пять.

 Мы закончили считать

 (руки вниз, встряхнуть кистями)

-Изображают в играх разные фигурки обеими руками одновременно.

"Зайчик и кочан капусты"

 Встал зайчишка рано, вышел на поляну.

 (кончики пальцев руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши).

 По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.

 ("шагают" указательным и средним пальцами одной руки по столу; показывают кулак другой рукой)

 Стал зайчишка с хрустом  грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.

 ("заяц" грызет «кочан»)

 Съел, уснул… Проснулся – сладко потянулся!

 (с усилием растопырить все пальцы)

Дети  5 - 7 лет:

-Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

«Ёлочка»

 Перед нами ёлочка:

 Шишечки,

 (показать кулачки)

 Иголочки,

 (вытянуть указательные пальцы вверх)

 Шарики-фонарики,

 (пальцы рук расставлены так, словно держат шары; вращать кистями рук)

 Зайчики

 (указательные и средние пальцы рук изображают «ушки»)

 И свечки,

 (соединить ладони рук)

 Звёзды,

 (растопырить пальцы рук)

 Человечки.

 (указательные и средние пальцы рук изображают «ножки»)

-Совмещают пальцы одной руки поочередно. Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

«Здравствуй!»

 Я здороваюсь везде:

 (большой палец правой руки поочерёдно в ритм стихотворения касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца)

 Дома и на улице.

 (повторить)

 Даже «Здравствуй!» говорю

 (повторить на левой руке)

 Я соседской курице!

 (повторить)

Наверх